ГЛАВНАЯ arrow КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

О "t" и не только

         
                                            4.

      Я немного увлекся Древним Вавилоном и отошел от романа Виктора Пелевина «t». Кстати, следующая для чтения у нашего едущего в вагоне метро школьника именно эта книга.

…Пелевин не скурвился, не сдулся, не исхалтурился. Роман «Т» – очень честный и, может быть, самый личный у него. Но и самый неинтересный. Потому как тема – внутренняя, кухонная, технологическая – по определению интересна вовсе не читателям, а самому автору.
….роман вовсе не позорный. Даже на подобном мелкотемье...
                                                                                                     Вадим Нестеров.


   И вовсе это не мелкотемье. И тема вовсе не кухонная. Поиски истины в строении мироздания. Поиски себя перед Богом и Бога перед собой. Что объединяет эти два смысловых ствола романа «t»? Наверняка вы уже догадались: борьба. В своем романе Виктор Пелевин создал равное эпосу «Энума Элиш» Первовремя борьбы с изначальным злом.

    Кто в этом Первовремени Бог Мардук? Граф «t»? Или писатель Виктор Пелевин? Я думаю, душа. Я уверен, что именно душе предназначено быть борющимся с Хаосом «главным действующим лицом» романа «t». Опять-таки, как геосимволист, отмечу важнейший символ души - облака:

…Свод ровных перистых облаков казался крышей, превратившей пространство между землей и небом в огромный открытый павильон — прохладный летний театр, в котором играет все живое. Было тихо, только откуда-то издалека доносился шум уходящего поезда, и еще слышался мерный плеск воды, словно кто-то через равные интервалы времени кидал в воду пригоршни камней.
    Небо редко бывает таким высоким, подумал он, щурясь. - В ясные дни у него вообще нет высоты- только синева. Нужны облака, чтобы оно стало высоким или низким. Вот так и человеческая душа — она не бывает высокой или низкой сама по себе, все зависит исключительно от намерений и мыслей, которые ее заполняют в настоящий момент... Память, личность — это все тоже как облака... Вот, например, я...»
                                                                   (Начало романа Виктора Пелевина «t»)

…. Это была обычная крестьянская телега, где лежало как раз столько сена, сколько нужно, чтобы удобно на нем устроиться. Лошадь тоже была самой обыкновенной, по все же Т. почудилось что-то знакомое в сумасшедшем пурпурном огне, которым отливал повернутый к нему глаз. Т. забрался в телегу, и лошадь неторопливо пошла в поле. Сначала он держал вожжи в руках, но потом, поняв, что лошадь идет сама, отпустил их и лег в сено. Постепенно становилось все светлее, и наконец вдали появился край солнца. Стали видны висящие над головой облака - они были так высоко, что казались неподвижными, каменными, вечными. Т. вытащил из сена колосок и сунул сто в рот.
«Дети думают, в облаках живет Бог. И это чистая правда. А вот интересно, думают ли облака? Наверно, если у них есть мысли, то совсем короткие. И уж про Бога в себе они точно не думают, потому что для этого нужно знать слишком много слов...»              
                                                                   (Окончание романа Виктора Пелевина «t»)


   Душа, пытающаяся опереться на порядок, борется с Хаосом. Что такое Хаос в романе «t»? Разумеется вовсе не персонажи романа. Хаос для души – персики лживых философских построений, доказывающие ее, души, отсутствие. Самым же ярким и страшным ликом Хаоса для души я вижу проступающий сквозь ткань романа лишенный света веры лик современной России. Тема России в романе Пелевина «t», как мне кажется, одна из самых больных для писателя тем. России, и - пустого писательства, как вредной и пропитанной ядом пищи для умов. Вспомним фэнтези. Да и детективы… Писатель Юрий Поляков убежден, что детективы и фэнтези – всего лишь безобидные словесные кроссворды. Если бы все было так просто. В Манифесте Нового Декадентства четко сказано: детектив – огороженная колючей проволокой логики территория смерти. То же Первовремя, только основывающееся  на хаосе вместо порядка. Первовремя, где любовь к людям вытеснена любовью к смерти.
 
  Теперь о победе над Хаосом. Есть ли эта победа в романе «t»? Разумеется, есть. И состоит она опять таки  из двух переплетенных стволов. Я назову эти стволы кульминациями:

   Кульминация внешняя или динамическая… Это - проникновение графа «t» в мир Ариэля, схватка на верхнем ярусе, закончившаяся поражением Ариэля. 

    Но есть еще кульминация внутренняя или смысловая. Чтобы понять эту кульминацию, нужно увидеть богомола, вдруг выползающего на последнюю страницу  романа:

    …Он заметил, что перчатка все еще на его руке  - уже не совсем белая, а измазанная в травяном соке. Он снял ее и бросил в сторону. Перчатка упала в траву, задев стебель, по которому ползла букашка с длинным зеленым брюшком под
прозрачными крыльями. Она замерла на месте. Потом, поняв, что опасности нет, поползла дальше. Скоро она выбралась в полосу солнца, и на ее крыльях появилась радужная сетка расщепленного света. Тогда она занялась чем-то странным - прижалась к стеблю брюшком, подняла голову и стала тереть друг о друга передние лапки. Выглядело это так, словно крохотный зеленый человечек молится солнцу сразу двумя парами рук. Скорей всего, никакого смысла в этих движениях не было. А может быть, букашка хотела сказать, что она совсем ничтожная по сравнению с малиновым шаром солнца и, конечно, не может быть никакого сравнения между ними. Но странно вот что - это огромное солнце вместе со всем остальным в мире каким-то удивительным образом возникает и исчезает в крохотном существе, сидящем в потоке солнечного света. А значит, невозможно сказать, что такое на самом деле эта букашка, это солнце, и этот бородатый человек в телеге, которая уже почти скрылась вдали - потому что любые слова будут глупостью, сном и ошибкой. И все это было ясно из движений четырех лапок, из тихого шелеста ветра в траве, и даже из тишины, наступившей, когда ветер стих…


     Процитирую Дмитрия Быкова:

      Единственным привлекательным и осмысленным существом в его романе является насекомое богомол, сентиментальным описанием и трогательной молитвой которого как раз и заканчивается эта очень, в сущности, простая и славная книга.                                                                
                                                                                                                Дмитрий Быков.


   Крайне любопытно это видение г. Быковым богомола как единственно привлекательного и осмысленного существа. Я думаю, что богомол – истинная кульминация романа «t»: победа, выворачивающаяся поражением, как и поражение тут же выворачивается победой. Богомол – символ предельной относительности, отрицающий, и, одновременно, доказывающий возможность существования окончательных незыблемых высших правил. И победа для души в надежде на эти правила. Если вернуться к нашим персикам… Богомол сидит на самом крупном персике и смотрит в никуда, или как раз туда, куда направился граф «t».  В окончание начала поисков, или в начало окончания, в  туман туманов, за которым, может, надежда надежд, или солнце солнц... Да мало ли чего я могу посочинять про богомола. Ясно одно: древний актер в обличье дракона убежал. Нашему школьнику роман «t» помог решить не решаемые его проблемы.

  И -  я хотел бы обратиться ко всем тем, кто считает своим предназначением творить. Я призываю каждого создать свое Первовремя борьбы со злом. В помощь себе и всем людям. Всем россиянам. Я призываю поэтов и писателей вместе бороться с тем злом, что захватило Россию. Злом, приведшим к власти бесчестных людей, ворующих то, что принадлежит народу, пользующихся своим положением, чтобы скупать города городами, вырубающих голубые ели на открывающихся  опустевшей вселенной площадях памяти.  И, если вы все еще сомневаетесь после сказанного мною… Тогда – в помощь себе –  прочтите заново роман Виктора Пелевина «t». Роман, в названии которого могучая спина графа Толстого вдруг выворачивается двумя переплетенными разветвляющимися вверху стволами.                                            
                                                                       
                                                                                   Геосимволист Леонид Шимко




 

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru